Пять фильмов о будущем, которые оказались пугающе пророческими

В начале двухтысячных годов был расцвет тревожного кино о будущем. Сегодня эти фильмы воспринимаются как прогнозы о ближайшем будущем, а не как далёкие предсказания о биотехнологиях и цифровом контроле.

«Антивирус» (2012) Брендона Кроненберга (сына культового режиссера Дэвида Кроненберга) помещает зрителя в холодную биотехнологическую экономику, где болезни становятся элитным товаром. Люди за огромные деньги покупают мутации вирусов, которыми переболели знаменитости, и в качестве деликатеса потребляют зараженное ими мясо.

В «Суррогатах» (2009) люди выходят на улицу только в роботах-аватарах, в которые переносят сознание. Фильм — слегка опередившая время метафора об «искусственных личностях», которые мы видим в соцсетях. Однако Илон Маск уверен, что уже скоро люди действительно смогут «вселяться» в роботов.

«Элизиум» (2013) показывает радикальное расслоение общества, где технологический рай доступен только тем, кто может покинуть Землю — и жить на специально построенном искусственном спутнике. Остальные живут среди разрухи, под присмотром дронов и корпораций. Это предупреждение о будущем, где технологии не объединяют, а разделяют — и где доступ к медицине становится привилегией.

«Дитя человеческое» (2006) мексиканского режиссера Альфонсо Куарона показывает мир, в котором диагноз «бесплодие» поставлен буквально каждому человеку. Кризисы — миграционный, политический, экологический — накладываются друг на друга и ломают социальное устройство мира. Фильм пугающе точно передает сегодняшнюю атмосферу нестабильности, но оставляет надежду на чудо.

В фильме «Геймер» (2009) мир развлечений превращается в пространство тотального контроля, где люди становятся живыми персонажами игр, а границы между свободой и манипуляцией исчезают.
А если у вас есть свои любимые фильмы-антиутопии, поделитесь рекомендациями в комментариях!